«Белый лоббизм»: мастер-класс Михаила Дворковича

Вторник, 17.05.2011 - 14:00 | Мастер-классы

В казалось бы не самый подходящий для этого день – пятницу 13 – в стенах ИБДА состоялся мастер-класс  Михаила Дворковича на тему «Белый лоббизм».

Биографическая справка

Михаил Владимирович Дворкович возглавлял одно из подразделений Департамента общественных связей Минэкономразвития России и объединенный Пресс-центр ФЦП «Электронная Россия», был вице-президентом и начальником Управления специальных проектов МДМ Банка, директором Департамента общественных связей, корпорации MIRAX GROUP, а  с 2008 года является Председателем Совета директоров Коммуникационной группы «ПРЕСС ХОЛЛ».

 

Начал мастер-класс Михаил Владимирович с краткого экскурса по своему профессиональному пути.

Переходя к теме лоббизма, Михаил Дворкович заметил, что в России можно найти всего 10 универсальных лоббистов, 10 универсальных джиарщиков (GR – government relations): «Поэтому мы приняли решение в одном из вузов, скорее всего даже здесь, открыть специальность по гос-бизнес коммуникациям. Профессия лоббиста в скором времени будет одной из самых  высокооплачиваемых».

Михаил Владимирович подчеркнул, что это обусловлено развитием бизнеса. Интересы государства и бизнеса по большому счету совпадают, и роль лоббиста здесь заключается в том, чтобы перевести с языка бизнеса на язык чиновников и наоборот.

Говоря об особенностях лоббизма в России, Михаил был довольно откровенен: «У нас нет эффективного рынка, инвестиционная среда неуютная. Лоббистам приходится работать в условиях минного поля». По мнению Михаила Дворковича это связано с разным пониманием законов и несовершенством законодательства.

Среди существующих направлений GR Дворкович выделил законотворческий процесс, причем подчеркнул, что любой закон можно пролоббировать, если он полезен для общества или как минимум не вреден. Михаил Владимирович добавил, что почти одна треть принятых законов кем-то пролоббирована. В качестве примера, он привел несколько случаев из своей практики.

Другим направлением лоббизма являются вопросы, касающиеся псевдосаморегуляции. В качестве примера Дворкович рассказал про индустриальные парки в Калужской области, о которых он уже писал ранее в своем блоге.

 

К последнему направлению Михаил Владимирович отнес назначение на должности:

«Назначить можно, но при этом должны быть соблюдены два условия — человек должен соответствовать должности и никаких денег». К удивлению аудитории, Михаил Дворкович утверждал, что если при назначении на должность кому-то платятся деньги – это не что иное как мошенничество. «Человек, который подписывает назначение, денег никогда не видит!» Сюда же спикер отнес и организацию встреч с чиновниками за деньги, и посещение чиновниками различных мероприятий за деньги.

Михаил заверил, что подобные мошеннические схемы отмирают.

Затем наступило долгожданное всеми время вопросов.

От представителей малого бизнеса поступил вопрос о практической пользе для их бизнеса. В ответ на что Михаил Дворкович парировал вопросом «А есть ли у нас малый бизнес?» По его мнению, в России есть только зачатки малого бизнеса, и он не имеет каких-либо серьезных проблем: «Проблемы малого бизнеса надуманы. Рекета сейчас нет, чиновнику взять нечего. Какие конкретные существуют проблемы?»

В продолжение вопроса Михаил Владимирович рассказал о своем проекте  — Ассоциации предпринимателей «Новое дело» — принцип которого, по его словам, «минимум болтовни, максимум дела».

Основной целью проекта является помощь предпринимателям в борьбе с произволом чиновников. Инструмента для этого предполагается использовать два – видеопортал и портал с документами.

Члены ассоциации смогут  транслировать на видеопортал запись пожарных или санитарных проверок (касается ретейла), предупредив, конечно, о съемке представителей госучреждений.

«Добро пожаловать!» — шутливо посоветовал Михаил Владимирович говорить «нежданным» гостям.

На портале документов предприниматель сможет обнародовать процесс получения какой либо бумаги, с именем чиновника, его отписками и отказами.

«Если бизнесмен считает, что ему несправедливо отказали  в получении какого-либо документа, он нажимаем кнопку «пожаловаться» и сайт автоматически сжимает все документы и информацию в одно дело и публикует его в ЖЖ, facebook, отправляет в прокуратуру и другие инстанции».

На вопрос слушателей как быть с проблемами с налоговой инспекцией среднему и крупному бизнесу Михаил Дворкович заметил, что самыми эффективными инструментами тут являются обращения в суды и публичность.

Один из слушателей скептично заметил, что при желании чиновника на любом предприятии можно найти нарушение и закрыть его, на что Михаил Дворкович ответил: «Если ваша совесть чиста — правда на вашей стороне. Главный путь – действовать в открытом информационном  пространстве»

«Самый эффективный инструмент знаете какой? ЖЖ, twitter  и СМИ!» — подчеркнул Михаил Владимирович.

«В 90 % общепитовских предприятий не соблюдены нормы, и соблюсти их невозможно» — не унимались слушатели.

На что Дворкович ответил: «Да, согласен. Но у меня вопрос – кто знает из присутствующих федеральное законодательство? А знаете, почему мы с вами здесь сейчас сидим, нас никто не сажает, но при этом мы не знаем федерального законодательства – потому что у нас есть совесть! Вы всегда знаете, когда хорошо, а когда плохо поступаете».

Не обошлось без традиционного вопроса о будущем России .

«Будущее России в экспорте кадров, нефтяное лобби обрушится. Наша система образования, даже разваленная  — хорошая, она выпускает хороших профессионалов. Посмотрите, зарплаты наших топ-менеджеров самые высокие в мире – это говорит о том, что топов у нас недостаточно! »

Если бы не пятничный вечер, вопросы бы не прекращались. Михаил Дворкович был открыт публике, ответил и на более неожиданные вопросы, а также пригласил всех присутствующих на закрытую встречу с ним в июне, чтобы ответить на оставшиеся вопросы и провести деловую игру, которую он планировал провести на мастер-классе.

Также можете прочитать  о мастер-классе Михаила Дворковича на сайте ИБДА в разделе новости

Метки: , , , ,

Наверх
1 комментарий

  • twitter.com Natalia Kurbatova
    Ср 18.05.2011

    Интересы государтства и бизнеса действительно совпадают по большому счету. Интересы власти и бизнеса не совпадают, к сожалению.

Оставить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
Вы можете войти на сайт с помощью сервисов:
Сервисы

Закрыть