Кто же должен думать о стратегии?

Понедельник, 26.03.2012 - 11:17 | Наши выпускники и слушатели

Игорь Альтшулер сказал (не дословно), что миссия для некоторых компаний часто не нужна. Мол, стратегия без миссии может вполне существовать, и не надо увлекаться миссией, если не рождается ничего великого, как у Форда или Кинга. Если вдруг Игорь Григорьевич прочитает и окажется, что я не правильно понял или услышал — прошу меня заранее извинить. К слову сказать, именно Игоря Альтшулера курс по стратегическому менеджменту оказался для меня самым мозголомным. На уровне мировоззрения. Спасибо.
Ну так вот, тем не менее. Что первично — миссия или стратегия? (Типа яйцо или курица). Кому нужна стратегия и кто ее источник и носитель?
Что для собственника просто жизнь, для сотрудников работа, то для стратега — стратегия. Собственник основал бизнес, вложил душу, и для него жизнь и бизнес — неразделимы. Какой он в жизни, такой и в бизнесе.

 

Работники часто отрабатывают на работе и живут в жизни. И так вся жизнь может пройти. Работа работой, а жизнь жизнью. Их стратегии мало интересуют. Высшие менеджеры, конечно, другие. Они жизнь планируют. И работу тоже. Высшие менеджеры самомотивированные, осознанные, духом сильные. Они и жизнь в компании делят шагами по три, четыре года. Вахтами.

 

Работники работают 8 часов. Для них работа — треть жизни. Основатели просто живут. Высшие менеджеры 10-12 часов работают, а то и больше. Для них работа — это работа мозга, прежде всего. Получается, работают полжизни. Для собственника бизнес кончается с жизнью. Для работника с пенсией, если все устраивает. Для высших жизнь — тоже бизнес, только в разных компаниях.
А как же стратегия? Стратегия дело хорошее, красивое, но долгое. Год — это не стратегия. Год — это значит  план, бюджет и будь добр, сделай. Все понятно.
Год всем интересен. Для собственника это новые N миллионов проблем и удовольствий. Для него порядки одни, что семья, что компания, что отдых. Для работника — тринадцатая зарплата и новый год с подарками. Для высших — бонусы, самооценка и подведение саморезультатов. А может, и подбор другой компании.
Три года — тоже не стратегия. На трехлетнем горизонте понятно (или кажется, что понятно) более или менее как мир меняться будет, тенденции вроде понятны. И вроде понятно, что с этим делать. А стратегия — это дальше. Это как ты будешь Мир менять. Получается, основателю стратегия не нужна. Не разрабатывает же никто стратегию в отношениях с женой и любовницами. SWOT анализ там … Он же относительно цели делается. А цель, например, получить один миллион сто пятьдесят тысяч восемьсот девяносто семь с половиной удовольствий, не ставится же. Скорее максимальное число максимально ярких впечатлений получить за максимально короткий промежуток времени сейчас прямо! Вот цель основателей. На то они и основатели.
Высшим стратегия интересна ровно до того периода, который они собираются в компании жить. И еще немножко после, чтобы в другой компании сказать: «А вот в предыдущей вон как хорошо я сделал, я теперь еще больше денег заслуживаю».
Кто же должен о стратегии думать? О стратегии — значит минимум на 10 лет. А то и на 15. А то и за пределы своей жизни.  Главный менеджер? А сколько он сможет стратегий в жизни реализовать, если хотя бы к тридцати дойдет до необходимости? А если к сорока? Полторы стратегии реализовал и уже семьдесят! Отлично? Отлично.
Что произошло за эти полторы стратегии? Ну, например, хорошие стратегии получились. Богатым стал, например. И богатым умер. ТОПов на этом пути поменял-повидал кучу. Душу вкладывал, нервы тратил. Собственнику всю жизнь делал хорошо, когда тот сам, такое ощущение, в могилу себя загонял и бизнес … В этом плане GM ближе к Высшим, либо до своего бизнеса вырастет и сам станет основателем … обязательно в хорошем смысле этого слова и обязательно со всеми вытекающими из этого положения проблемами.
Нужна кому-то такая долгая цель на всю жизнь, как стратегия? А тот, кто горит ярко и сгорает быстро. Про это и песни поют, и стихи пишут, и книги, да и жизнь подтверждает. Получается, что все о стратегии говорят, и даже что-то делают, планы пишут. А нести кто это знамя будет и принимать, и поднимать? Кто? Будущие поколения? А им зачем твоя стратегия, на твоих личных ценностях и целях основанная?
Получается, что источником стратегии должно быть нечто идеальное. Не человек. И сама стратегия должна существовать на уровне СМЫСЛА. На уровне ценностей. Любых, но очень мощных, сильных, способных много и надолго людей увлечь. И необязательно хороших. Например, победить мировое добро! Или победить мировое зло! (утрирую) Вот это да! Вот это ценности! Вот это цели! Это ведь сколько Мир существует — столько и стратегии будут рождаться. И всегда найдется тот, кто ЖИЗНЬ положит за реализацию такой стратегии! И вкупаться своей жизнью в такие стратегии будут юные, энергичные. Те, кто смысл ищет во всем.
А смысл что такое? А смысл — это надстратегия. Это надцель, сверхцель. Это «а для чего, зачем цель»? И выражаться смысл может только в миссии. В идее. И не может быть стратегии без миссии. Иначе ее, стратегию, ни разработать, ни нести, ни передать некому будет.
И хорошо, если этот смысл может существовать за пределами жизни одного человека. На этих смыслах Мир и держится. :-)

 

Вячеслав Ким, генеральный директор МаВР, слушатель группы EMBA-27w

Метки: , , , , ,

Наверх
Пока нет комментариев…

Оставить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
Вы можете войти на сайт с помощью сервисов:
Сервисы

Закрыть