О механизмах подчинения мнению большинства

Пятница, 09.12.2011 - 19:37 | Александра Игоревна Кочеткова

Термин пропаганда происходит от латинского слова propaganda – «подлежащее распространению», буквально означает не  сами идеи, теории, взгляды, а их распространение, разъяснение с помощью определенной системы средств, форм и методов.

  В условиях предрасположенности человек вполне добровольно, без какого-либо внутреннего сопротивления следует предписаниям общественного мнения, так как они согласуются с его ценностной ориентацией, с его интересами. Однако поступки людей не всегда продиктованы глубоким пониманием объективной связи личных и общественных интересов. Иногда они противоречат последним. И даже если индивид не согласен с требованиями общественного мнения, он все же в конце концов подчиняется им. Дорожа своей принадлежностью к данной социальной группе, он не рискует противопоставлять себя ей. Или же, не чувствуя себя достаточно компетентным в каком-то вопросе, он склоняется перед авторитетом общего мнения. Кроме того, это объясняется и психологической потребностью индивида чувствовать поддержку, одобрение своим взглядам и действиям. Эффективность общественного мнения в значительной мере основывается на том, что оно представляет позицию, разделяемую большинством.

Солидаризация индивида с группой.  Большинство людей принимают коллективные нормы без какого-либо психологического принуждения, выражая тем самым свое сознательное подчинение требованиям общего мнения вследствие внутреннего согласия с его позицией.

Наиболее систематическое, касающееся самых ближайших и существенных интересов, а потому и наиболее сильное воздействие оказывает на индивида его ближайшее окружение, прежде всего люди, контактирующие с ним в первичном коллективе и первичной группе. Их доброе отношение – важный фактор в его жизни, и он считается с их мнением.

Убеждение играет важную роль в формировании и функционировании общественного мнения. Во-первых, оно создает установки, которые представляют собой как бы психологическую основу мнения; во-вторых, усиливает уже сложившиеся установки благодаря новой информации; в-третьих, посредством так называемых малых изменений оно интенсифицирует мнение; в-четвертых, способствует изменению имеющихся социальных установок.

Убеждение, фиксируясь в установке, формирует в конце концов состояние твердой уверенности в истинности определенных идей и представлений. Чтобы не ослабевать, не поддаваться все новыми и новыми подтверждениями своей истинности и актуальности. Убеждение необходимо лишь как программа и моральное оправдание каких-то действий, и это делает его одним из социально-психологических механизмов общественного мнения.

Внушение – это способ воздействия на сознание людей, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений. При внушении главную роль играют эмоциональное убеждение, заражение, подражание, авторитет, доверие к групповому и общественному мнению. Из предыдущего опыта выносятся убеждения, не нуждающиеся в доказательствах, перешедшие в установку и регулирующие так называемый климат мнения, который благоприятствует восприятию информации определенной направленности. Внушение апеллирует к готовности индивида воспринять даваемую информацию как должное, как инструкцию к действию, и потому здесь нет необходимости в логических доказательствах.

Подражание в жизни отдельных людей и целых групп проявляется как стремление воспроизвести чьи-то поступки, взгляды, представления.

Инерция связана с такими устойчивыми формами и продуктами деятельности, как привычки, обычаи и традиции, которые выполняют роль своеобразного стабилизирующего фактора, средств воспроизводства общественных отношений все новыми и новыми поколениями.

Параллельное воздействие основано на сопереживании, заражении общим настроением. Его сущность – одновременное воздействие на коллектив и каждую личность в отдельности. Каждое воспитательное  воздействие на личность должно быть вместе с тем и воздействием на коллектив.

«Взрывное» действие – это частное проявление параллельного воздействия. Суть его состоит в том, что общественное мнение не только заставляет соблюдать нормы общежития, но и стремится произвести в человеке определенную нравственную реконструкцию, чтобы исключить саму возможность антиобщественных поступков.

Общественное мнение есть суждение, которое не терпит разных толкований и разночтений. Для того чтобы выраженная в нем оценка как санкция социальной группы, как производное от ценностной ориентации группы была очевидна и понималась всеми ее членами недвусмысленно, она должна непременно передаваться в специфической форме. Общественное мнение как суждение – оценка пробуждает в сознании множества людей идентичные, равнозначные, равнопонятные представления, образы и т.п. Они-то и вызывают соответствующие реакции, которые регулируют поведение людей. И наоборот, определенные представления, образы, с которыми приходится сталкиваться в процессе жизнедеятельности и которые несут в себе ярко выраженную оценку, подсказывают, как правильно относится к отражаемым ими явлениям. Отсюда видно, что общественное мнение выступает в зафиксированном виде и доведенном в определенном отношении до схематизированного уровня проявлении общественного сознания. Общественное мнение выражается и закрепляется в сознании людей с помощью стереотипов.

Стереотип – это представление или образ, который отличается высокой степенью схематичности и устойчивости, широким распространением в данной социальной группе, а также определенной эмоционально-оценочной окрашенности. Благодаря всем этим качествам стереотипы есть своеобразное средство общественного мнения – они выражают оценку явлений, которые предстают перед людьми в самых общих чертах, чаще всего лишь обозначаются всем знакомым контурами, но зато понятно и одинаково для всех.

Воздействие пропаганды на общественное мнение, ее активное участие в его формировании и функционировании, ее роль в поддержании и усилении влияния общественного мнения объясняются тем, что у массовой пропаганды много общего с механизмами общественного мнения. Будучи по своей природе информационным процессом, пропаганда связывает между собой отдельных людей и человеческие общности, снабжая их сведениями, которые помогают им ощутить единство интересов и соотнести с ними свои индивидуальные запросы.

К числу пропагандистских стереотипов можно отнести так называемый имидж. Имидж – это виртуальный образ, создаваемый пропагандой по заданной схеме с целью вызвать в массовой аудитории желательное восприятие его как определенного объекта, а так же вызвать нужное отношение к нему и соответственно ту или иную активность в поведении к нему. Имиджи создаются с помощью подтасованной подлинной и нередко фальсифицированной или фиктивной информации, которая прямо или косвенно приписывает объекту те или иные черты и свойства, рисует его красками нужных тонов, делает привычными какие-то его особенности.

Ценностная ориентация аудитории – становой хребет предрасположенности пропаганде. Она предопределяет главное в социальном поведении людей – отношение к способу удовлетворения потребностей. По существу все остальные составные предрасположенности так или иначе носят на себе отпечаток ценностной ориентации личности. Они развиваются под ее влиянием, делаются сами ценностями жизни и вписываются в ее рамки.

Роль которую играют «ожидание» и «предрасположенность» в процессе пропагандистского воздействия, важно учитывать в руководстве общественным мнением. В самом деле, всякий социально значимый факт благодаря существованию ценностной ориентации и вырастающей на ее почве стереотипной определенности будет так или иначе взвешен людьми и отразится в общем мнении.

Раз сложившись, такое мнение накрепко увязывается с теми факторами, которые составляют предрасположенность. Большая эффективность пропаганды объясняется тем, что она действует в унисон с общественным мнением, укрепляя и углубляя его. В других случаях пропаганда эффективна, если предварительно предприняты усилия по формированию, изменению, «исправлению» тех установок и стереотипов, из которых выросло и через которое выражается общественное мнение.

В потоке многообразной информации, которая создается пропагандой с помощью всех средств массовой информации и прочих средств и каналов духовного воздействия, не так часто встретишь всеохватывающее сообщение, рисующее явление во всем многообразии сторон, черт, проявлений. Установки поэтому образуются как реакция на отдельные стороны предмета или же на их целостное проявление. Речь идет не просто о наборе установок, а об их системе, представляющей собой сочетание всех видов памяти, участвующих в создании образа данного явления.

Во-первых, установки существуют не поодиночке, а в совокупности, отражая, каждая в отдельности, одну из многочисленных сторон, связей, особенностей явления, объединенных в конечном итоге стереотипом – образом и подобием явления в целом.

Во-вторых, установки образуют иерархию, в основании которой лежат простейшие из них, отражающие самые элементарные, самые частные и притом самые массовые проявления предмета.

Установки быстро создаются и возобновляются, они неразрывно связаны со стереотипами, которые держатся на их органическом  переплетении. Естественно, что установка становится существенным фактором в процессе пропагандистского воздействия. Особое значение это приобретает в условиях идеологической борьбы, когда происходит столкновение  антагонистических потоков пропаганды. Здесь очень важно, кому удастся первым сформировать установку по данному событию или факту. Тот, кому это удается, оказывается в значительной степени хозяином положения в сфере влияния на истолкование дальнейших событий и фактов, находящихся в функциональной связи с первоначальными.

Иными словами, он получает возможность объяснить происходящее со своих идеологических позиций, обеспечивая тем самым не только внедрение и закрепление собственной идеологии, но и успех своим политическим целям и действиям. Он оказывается на пути к созданию новых стереотипов и разрушению старых.

 

Почему? Потому что ему удалось сформировать общественное мнение и питать его схожими материалами, которые укладываются в групповом сознании в один ряд с уже принятыми.

Метки: , , , ,

Наверх
Пока нет комментариев…

Оставить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
Вы можете войти на сайт с помощью сервисов:
Сервисы

Закрыть