Манфред Кетс де Врис: Создание аутентивной организации: гуманизм компании для эффективной работы. Часть 2

Среда, 26.09.2012 - 9:00 | Манфред Кетс де Врис

Продолжение статьи. Начало

Воспитание чувств

 Как же способы удовлетворения мотивационных потребностей, лежащие в основе поиска смыслов, могут быть интегрированы в организационную жизнь? Как придать смысл деятельности и вызвать чувство удовлетворенность своей работой у человека в организации?

Еще раз обратимся к списку самых завидных работодателей с точки зрения Fortune. Эти компании прививают в своих корпоративных культурах такие ценности и принципы, как доверие и делегирование, уважение к человеку и справедливость, командная работа и дух предпринимательства, клиентоориентированность, готовность меняться и учиться.

Однако очевидно, что дело не только в этом. Необходимо добиться того, чтобы работник раскрылся и проявил свои лучшие качества.

 

  1. Работая над удовлетворением потребностей человека, руководителю необходимо воспитать у подчиненных чувство своей важности в достижении результата. Для этого требуется донести до них миссию организации, видение ее перспектив.
  2. Для обеспечения условий самоактуализации работника, руководство должно создать условия для личностного развития, в которых бы человек чувствовал себя компетентным. Непрерывное обучение позволит избежать стагнации. Достижение работником самоактуалзации является очень важным для его профессионального самоутверждения и внутреннего равновесия. При отсутствии этих ощущений он испытывает разочарование и становится неспособным к творческой деятельности.
  3. Кроме того, руководству организации не следует забывать о самоопределении сотрудников. Ради организационно психического здоровья, очень важно, чтобы работник чувствовал контроль над своей жизнью, а не пешкой в чужой игре, находящейся в плену обстоятельств.
  4. Вместе с этим, руководство должно позаботиться о том, чтобы подчиненные чувствовали, что вносят свой вклад в общее дело и имеют право голоса в организации.

 

Метаценности

 

Даже соответствие этим четырем необходимым условиям, позволяющим получить лучшую отдачу от работника, не является достаточным для того, чтобы компания стала тем безоговорочно привлекательным местом работы. Лучшие с этой точки зрения компании обладают набором метаценностей, которые тесно перекликаются с ранее описанной мотивационной системой и вызывают в людях чувство принадлежности, общности, которое приходит от осознания себя как части организации, апеллирующего к человеку через чувство привязанности, удовольствия от работы, понимания смысла своей деятельности.

Чувство принадлежности. Поскольку чувство привязанности/ принадлежности дает мощную эмоциональную подпитку при поиске смыслов, первым важной метаценностью здоровой организации является «любовь». Любовь как корпоративная ценность предполагает создание чувства принадлежности, общности, которые со временем приносят свои плоды: взаимное доверие и уважение. Чувство общности соседствует с готовностью помогать другим, содействует созданию целостной культуры компании. Это также способствует появлению «распределенного лидерства» — власть и полномочия не концентрируются наверху иерархии, а рассредоточены по всей структуре организации. При этом руководитель становится коучем для менеджеров рангом ниже, оказывает им поддержку и гордится их достижениями. Подобная система взаимоотношений становится источником творчества, креативности работников и способствует появлению чувству преемственности, непрерывности в рамках организации.

 Удовольствие от работы. В высокоэффективных компаниях, как правило, работники весьма довольны собой и получают удовольствие от рабочего процесса и достижения целей. Способность получать удовольствие от работы — это важный аспект как организационного, так и психического здоровья. Однако во многих компаниях чувство наслаждения полностью игнорируется (или еще хуже, сознательно подавляется), в результате — отсутствие воображения, а как следствие, и инноваций.

Ощущение смысла. Если эти основные мотивационные системы рассматриваются в контексте выхода за пределы личных своих потребностей — то есть, сопряжены с помощью другим людям, обществу в целом – то воздействие на работников может стать чрезвычайно мощным. Людям нравится работать в организации, которая признает важность ощущения смысла. Осознавая смысл своей деятельности, люди готовы вкладывать больше в работу, больше задействовать свой творческий потенциал.

 

Аутентивные организации

 

 Организации, которые отвечают потребностям человека, о которых велась речь, — это организации, которые будет устанавливать стандарты в двадцать первом веке, и которые можно назвать аутентивными. Этот термин происходит от двух греческих слов: authentikos и zootikos. Первая часть передает идею о том, что организация является подлинной. В данном контексте применительно к организации характеристика «подлинная» означает соответствующая действительности, а следовательно, заслуживающая доверия. «Подлинность» предполагает убедительность коммуникации, донесения до всех работников видения, миссии, принципов культуры и структуры компании. Предполагается, что лидер организации четко и убедительно сообщает не только как необходимо выполнить поручение, но и для чего, тем самым раскрывая значимость каждого действия подчиненного.

Вторая часть термина – zootikos — означает «жизнеспособный». В организационном контексте, это слово описывает, каким образом люди воодушевлены своей работой. В организации, к которой применимо определение zootikos ощущают гармонию, чувство чувство равновесия. В таких организациях удовлетворена потребность человека в исследовании, познании, обучении. Характеристика zootikos отвечает за  ощущение эффективности и компетентности, автономии, инициативы, творчества, предприимчивости.

Это может показаться утопией, но и в двадцать первом веке задачей лидера организации является создание аутентивной организации, обладающей названными качествами. Самой природой аутентивной организации заложен механизм противодействия стрессу, обеспечение здоровой среды, развития творческих способностей. Такие организации позволяют работнику жить полной жизнью,  поддерживать эффективный баланс между личной и профессиональной сферой жизни. Такие организации вселяют надежду и задают ориентир, на который стоит равняться.

 

Метки: , , , ,

Наверх
Пока нет комментариев…

Оставить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
Вы можете войти на сайт с помощью сервисов:
Сервисы

Закрыть