Изменяться или развиваться?

Четверг, 30.06.2011 - 14:15 | Андрей Теслинов

День добрый, коллеги! Рад простой возможности продлить беседы за границами аудиторий, в которых мы рассуждаем об «управлении развитием и организационными изменениями». Так называется курс, который я имею удовольствие вести в некоторых группах программы Executive MBA ИБДА РАНХиГС. Предмет этот мне нравится, волнует интеллектуально  и непрерывно озадачивает новыми гранями. При том, что я занимаюсь этим глубоко, давно и, кажется, профессионально, я сознаю 1) развитие как явление природы постоянно вылезает за пределы всех возможных концептов, а 2) управление развитием – это, скорее не инструмент менеджера, а заветная мечта.

Уверен, каждый из вас понимает, что вдохновение, в том числе и управленческое вдохновение,  питается мечтой. Но… иногда хорошо бы просыпаться. Словом, здесь есть над чем серьезно задуматься. Вот несколько вопросов и идей на этот счет…

Почувствуйте разницу

Когда Вы говорите о развитии, скажем, компании или себя, то Вы, конечно же, имеете в виду изменения. Но…, это все, что Вы имеете в виду? Вряд ли так, ведь нам хочется не столько перемен, сколько перемен особого рода. Нам хочется перемен РАЗВИВАЮЩИХ! А Вы умеете отличать их от «просто перемен»?

В этом вопросе в большинстве головах настоящая путаница. Обычно развитие отождествляется с изменениями, но это заблуждение. И оно усиливается при восхождении смыслов от «изменений» к «процессам» и дальше к «развитию». Я хочу сказать, что даже не всякое изменение можно считать процессом, а уж о таком сложном явлении как развитие и говорить нечего. Взгляните на пример из одного задачника по добыче смыслов:

«Некто посмотрел в окно и увидел корову. Через некоторое время он вновь посмотрел в окно и увидел женщину. Сопоставляя эти два наблюдения можно ли прийти к выводу, что за время между наблюдениями корова превратилась в женщину? По каким признакам, исключая априорное знание типа «коровы в женщин не превращаются», мы заключаем, что имело место изменение, а не процесс?»

Вы понимаете, что процесс богаче изменений? Чем Вы управляете в своей компании – процессами или изменениями? Вот еще пример:

На экране показывают мужчину, который морщится от боли. На следующей картинке ему предлагают маленькую бутылочку какой-то молочной смеси. Он выпивает ее и… боль проходит. А кроме того очищается кишечник, улучшается кровообращение, нормализуется душевное равновесие, решаются проблемы на работе, с близкими — жизнь налаживается! Если Вы понимаете, что это было изменение, а процесса не было, то… еще есть надежда, что не все потеряно в Вашей жизни. А если не понимаете и бежите в магазин за волшебной бутылочкой?

Я говорю о рекламном трюке «подмена процесса изменением».

Еще больше путаницы между развитием и изменениями. Ведь можно изменять, не развивая… Вам это надо? Судите сами:

В одной разросшейся компании было принято решение запустить, наконец, информационную систему. Директор прокомментировал мне ситуацию так:  «Пора переходить к цивилизованным, технологичным формам бизнеса, пора развиваться интенсивно». Найдена IT-компания, подобрана и настроена «Система», прошел обучение персонал, по акту сдачи-приемки выплачены деньги… Но ничего не поменялось. Через короткое время сотрудники научились обращаться к «Системе», вынимать из нее таблички, к которым давно привыкли, и дело пошло… как прежде. Явление обычное: теперь в компании есть новая информационная система, есть новые процессы, есть изменения, но развития не состоялось. Почему так?

Оказывается,  развитие почти никак не связано с наличием-отсутствием новых баз данных и интерфейса. Оно связано с другим – с теми задачами, которые решаются компанией при помощи  этой, или другой базы данных. Или вовсе без нее. Словом, не всякое изменение – это развитие.

Какое изменение в организации является развитием?

Чем развитие отличается от перемен? Или чем развитие отличается от совершенствования? Что по-настоящему подталкивает развитие – изменение функций или, проще говоря, задач, которые способна решать компания, или изменение методов решения этих задач? Всякий, хотя бы однажды слышавший про Гегеля, скорее всего, знает, что развитие это переход количества в новое качество. А если наоборот? Правильно, это то же самое. А всякий ли количественно-качественный переход в компании означает развитие? Затевая изменения в организации, Вы уверены, что направляете их на развитие?

В одной приуральской компании, медленно сползающей к убыточной деятельности, было решено пригласить финансового аналитика для оценки и исправления ситуации. После диагностики выяснилось, что, действительно, есть устойчивое падение доходности, есть угроза близких серьезных проблем, что надо менять тренд финансовых результатов деятельности и тому подобное.

И вот странное решение моего коллеги – финансового аналитика: «Оставьте все как есть! Потерпите еще немного!» Директор не поверил. Разработали программу изменений, началось «закручивание гаек» у персонала, потратились новые деньги, и… бесполезно. Изменения состоялись, но развития не произошло. Компания продолжала медленно сползать. Почему так?

А потому, что перемены были затеяны рано, как говорят мастера, «в несозревших обстоятельствах». Оказывается, у развития есть закон, который мудрецы называли как-то так: «нельзя тянуть цветы за бутоны, чтобы они скорее распустились».

Многие слушатели программы  знают, что за законами развития я отправляюсь в дальние путешествия. Вместе с менеджерами мы бродим по развалинам инков (Перу, Боливия, Чили), по живым свидетельствам культур майя (Гватемала, Мексика, Белиз)… Живем в деревнях амазонских индейцев, расспрашиваем камбоджийских рыбаков, беседуем об особенностях ведения дел с бизнесменами Бразилии, Аргентины, Сингапура… Я говорю об исследовательских экспедициях менеджеров «ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ». Если, действительно, развитие – это закон природы, тогда действие его должно проявляться всюду, оставляя следы успешных и неуспешных человеческих проектов. И оно проявляется… На примерах потрясающей живучести племен американских индейцев  (как и вьетнамских народностей и многих других естественных этносов), на примерах скоропостижного расцвета и упадка когда-то великих империй нам неспешно открываются тонкие грани развития.   (Осенью 2011 года очередная экспедиция менеджеров отправляется в Танзанию и Руанду – приглашаю!)

Продолжу… Выходя со своими продуктами на новый рынок, Вы уже знаете условия, при которых это будет развитием, а  не убьет Вашу компанию, скажем, внутренними разногласиями, «дырками» в компетенциях нового персонала, объединившимися конкурентами, раздувшейся линейкой брэндов? Если так, то затевайте перемены без промедления – как говорят всюдупроникающе китайцы, «идущий всегда сильнее того, кто стоит на месте».

При таком решении у Вас есть два пути, две логики организационных перемен…Вы в курсе – какие?

 

Метки: , , , ,

Наверх
Пока нет комментариев…

Оставить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
Вы можете войти на сайт с помощью сервисов:
Сервисы

Закрыть