Андрей Теслинов: «Развитие начинается только в зонах дискомфорта»

Вторник, 05.06.2012 - 15:33 | Андрей Теслинов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверняка, в Вашей практике есть примеры того, как наши слушатели резко поднимаются на новый уровень жизни и деятельности. Расскажите об одном из таких случаев.

Много примеров не получится – обычно мы расстаемся с нашими слушателями и лишь с некоторыми возникают какие-то отношения после обучения. Но несколько судеб могу припомнить. Однако, они не так прямолинейны, как в задорных рассказах «целителей»: «…до встречи с нами и до обучения в ИБДА у него не было головы, профессии, близкого человека, Родины, уверенности в себе… После получения диплома у него появилось все!..». Скорее, мои примеры укажут на некую не простую тенденцию, которая сопровождает взрослых людей в серьезном образовании.

Одна судьба. Молодая женщина после окончания программы Executive МВА вместо того, чтобы проявлять активность и начать применять полученные знания, уходит из крупного банка с вполне приличной должности. Причем, в неспокойные времена – по миру и в стране разворачивался кризис. Примерно год она занималась, скажем так, другим. Наверное, собой. Погрузилась в обучение иностранным языкам, уехала в другую страну с другой культурой и языком, попутешествовала, еще поучилась на каких-то курсах, не связанных с бизнес-образованием. Восстановив таким способом внутреннее равновесие и приобретя какие-то новые силы, вернулась  в тот же банк, но уже на существенно более высокую должность. И приняли! На вопрос: «Зачем это было надо?» она ответила примерно так: «Нужно было сделать вдох-выдох… Теперь я снова готова работать».  И что примечательно, карьерное восхождение состоялось.

Другая внешне похожая, но по сути другая судьба. Женщина занимала высокий пост в компании и, судя по всему, была в ней одной из серьезных фигур. Но после обучения, поработав какое-то время, тоже оставила компанию и перешла работать в другую. Из ее рассказов стало понятно, что уход был связан с пониманием, увы, бессилия что-то поменять в организации. Ей, переполненной новыми взглядами и желаниями после  Executive МВА, стало понятно, что «ничего из этого она  применить не сможет».  В этом тоже есть закономерность. Воплощение новых компетенций и осуществление новых развивающих проектов возможно только в организации со зрелой готовностью к переменам. Можно говорить о некоей «образовательной зрелости компаний» как о критической массе людей, готовых к переменам через образование. Известно, что в одиночку большие организационные сдвиги не делаются. Наверное, поэтому мудрые руководители отправляют на обучение сразу нескольких человек. От этого в компании возникает субкультура, со свойствами источника перемен.

Словом, наша героиня поняла, что 1) созрела для серьезных перемен, что 2) в компании нет ресурсов для их осуществления и что 3) если не уйдет, то и себя загубит, и других поломает. Согласитесь, это тоже интересный знак роста?!

Другой случай, с мужчиной. Пришел в обучение в должности заместителя начальника небольшого отдела в энергетической компании.  За время обучения решительно двинулся по служебной «лестнице» Через полгода – начальник отдела, через три месяца – начальник управления, еще черед полгода – главный инженер огромного территориального объединения в отрасли. Спрашиваю – это случай? Оказывается, нет. Многие компетенции уже были до обучения. Но здесь произошел некий «взрыв» уверенности, внутренних свобод, здоровой «наглости», волевой выносливости. Как он говорит, «заражало все – и драйв молодежи в группе слушателей, и новые концепции, которые «просились» к воплощению, и опыт разных практик, и профессиональные примеры других слушателей…» Словом, «Остапа понесло!»  и это было замечено. В этом я тоже вижу закономерность. Я называю ее «эффект среды». В новой среде открываются новые пласты возможностей, которые дремали в прежней среде.

Все же почему  топ-менеджеры меняются в процессе обучения?

Наверное, лучше сказать, вместе с обучением. Образование взрослых, как правило, дает эффекты более сильные, чем обучение подростков. Взрослые погружаются в образование, будучи «переполненными сосудами» — переполненными опытом успеха, опытом встреч с проблемами, собственными смыслами, ценностями и прочим, что отличает бывалого от новичка. Когда все это «пересекается» с новыми смыслами, идеями, закономерностями и прочим, что несет хорошее образование, то образуется «гремучая смесь» которая сильно расширяет пространство бытия взрослого человека. Конечно я говорю о глубоком отношении к образованию, а не к «отрабатыванию учебного времени». При хорошем, сильном образовании благодаря новым смыслам, мыслям, практикам человек выходит из зоны комфорта, в которой пребывал прежде. А, как известно, человек развивается только в зоне дискомфорта. Словом, в таких случаях происходят сильные развивающие процессы, каких не было в юности. Через это происходят многие блага и, увы, многие печали. Есть некая закономерность в том, что в среде взрослых людей, находящихся в серьезном профобразовании, чаще возникают семейные разводы. Это происходит по причине того, что в семье один человек начинает испытывать действие мощных  развивающих сил. Если вторая «половина» продолжает существовать в прежнем темпе жизни, то возникают противоречия. Ну, дальше… понятно что.

Что же меняется в людях в этих историях?

Думаю, чувствительность к происходящему, ценности, количество вопросов, качество ответов… Обостряются вопросы, типа «Кто я?», «Зачем я в этом мире?». Про это философы говорят примерно так – у человека обостряется рефлексивная позиция, побуждающая к пониманию своего места в происходящем. Это неизбежный след хорошего образования. И, кстати, если такого «обострения» не происходит, то можно смело говорить, что образования не было вовсе. Обучение было, а образования -нет. Вы же понимаете, что это разное?!

Как Вы поспособствовали этим изменениям?

Понятия не имею! Я  не смогу профессионально оценить эффект нашего «андрагогического» взаимодействия (Для справки: педагогика – обучение детей. Взрослые занимаются андрагогикой, как оказывается). Но, что еще забавнее, я нахожусь внутри этого взаимодействия. По закону Ньютона внутри системы нельзя увидеть ее движение. Я хочу сказать, что в ходе образовательного процесса я тоже развиваюсь. Через вопросы слушателей, через наши разговоры, через примеры чужого опыта со мной происходит то же самое, что и со слушателями. Только в присущем мне темпе. В этой связи смею думать, что я способствую нашему совместному росту тем только, что… откровенен в профессиональных диалогах в аудитории. Наверное, именно это и способствует увеличению «температуры сердец». А что еще можно сделать по-настоящему ценное для других?!

Слушатели говорят, что Вы  философствуете на занятиях?

Совсем немного. Ровно настолько, насколько это нужно для понимания нашего предмета – управления развитием организаций. Я понимаю, что нахожусь в среде практиков, ожидающих прагматики в обучении. Поэтому мы решаем много технологических задачек. Но по отзывам, многим слушателям , как оказывается, наиболее интересна именно философская часть курса. Специально для таких бесед  и, как говорят, для «продвинутых» управленцев этим летом я провожу «Школу философии управления  развитием». Она состоится на Байкале с 6 по 12 июля. Это будет формат свободных дискурсов о развитии, которые я буду вести к глубокому освоению закономерностей и законов развития. Это то, к чему мы не доходим на занятиях. Сознаю, что Школу я назвал нагловато, в стиле американских дайджестов: «Все о развитии!» Но, в действительности, для бесед я собираю очень много всего – будут известные, малоизвестные, малопонятные и спорные представления и знания о развитии. Собственно, это видно из программы: http://живая-параллель.рф/shkola-filisofii-upravleniya-razvitiem/  Много материала собралось в ходе экспедиций «ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ». Интеллектуальные беседы будут вестись вперемешку с небольшими погружениями в природу Байкала и его сильных мест.  Среди участников будут выпускники и слушатели программы – команда почти собралась.

Надо сказать, что обращение менеджеров к сложным вопросам миропонимания, понимания себя в бизнесе учащается год от года — нормальный след хорошего образования. Это я замечаю по интенсивности вопросов и бесед, возникающих на эти темы. Как-то все усложняется – жизнь, бизнес, отношения… Все это ждет объяснения. Кто как может, так и отвечает на эти вызовы. Видимо, осенью состоится еще одно событие философско-прагматического характера  с участием и по инициативе слушателей ИБДА. Готовится своего рода Мастерская под названием «Человек в бизнесе». Это будет событие в стиле фундаментального вопрошания бизнеса. Мероприятие пройдет на Алтае. Это, как и Байкал, тоже сильное и чистое место планеты. Где же еще размышлять глубоко и торжественно, как не в таких местах?! Инициатива исходит от Татьяны Костенковой – за разъяснением к ней, пожалуйста.

Однако, длинноватый рассказ получился … Вы не устали? :)

Метки: , , , ,

Наверх
Пока нет комментариев…

Оставить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
Вы можете войти на сайт с помощью сервисов:
Сервисы

Закрыть