Нужна ли организации стратегия?!

Среда, 05.01.2011 - 11:57 | Тигран Карленович Арутюнян

«Адвокат дьявола» — в современном языке этот термин часто употребляется для обозначения людей, которые защищают позицию, которой сами не обязательно придерживаются. Иногда они делают это просто для того, чтобы поспорить, иногда для того, чтобы выявить возможные логические недочёты собственной позиции или попытаться доказать свою позицию «от противного».
Википедия

Наверное, такой вопрос звучит, по меньшей мере, странно в устах Преподавателя курса «Стратегическое развитие организации» и Консультанта, большой объем работы которого составляет помощь организациям в постановке процесса стратегического развития. Однако иногда очень полезно стать «Адвокатом дьявола» и посмотреть на вопрос с иной точки зрения.

Перед тем как написать этот пост, я просмотрел все вопросы, которые слышал в рамках чтения курса «Стратегическое развитие организации» (я фиксирую все вопросы, ибо в них содержатся очень полезные ключи). Аргументы ниже во многом взяты из вопросов и реплик наших уважаемых Слушателей.

Итак, начнем! Стратегический менеджмент организации не нужен! И вот почему:

1)        Внешняя среда бизнеса меняется слишком быстро. Стало общим местом говорить о её непредсказуемости и «турбулентности». В таких условиях планирование на сколько-нибудь долгий период теряет смысл. Жизнь просто уйдет вперед, пока мы будет думать о будущем.

2)        Сюда можно добавить пресловутую «российскую специфику». Политическая, экономическая, правовая ситуация в России меняется еще быстрее, чем в глобальном окружении. Так что тут не до стратегии…

3)        А еще у нас всё решает административный ресурс. Так что надо не стратегией заниматься, а правильно «заносить».

4)        Стратегическое управление основывается на прогнозах рынка, на осознании трендов… При этом все прогнозы гроша ломаного не стоят – за несколько месяцев до последнего кризиса аналитики бодро прогнозировали рост индексов ведущих бирж и т.п.

5)        Какая стратегия в кризис?! Тут крутиться надо!

6)        Стратегическое управление – удел топ-менеджмента. Не надо привлекать к стратегическому процессу уборщиц! Однако топ-менеджмент может разрабатывать какие угодно красивые стратегии. Они потом не внедряются, поскольку внедрять стратегию должен средний менеджмент (ленивые дармоеды). А средний менеджмент заинтересован только в решении краткосрочных задач (бонусы платятся за результат), да в пьянках в пятницу вечером. Мало того, когда их привлекаешь к работе над стратегией, они задирают нос и начинают требовать себе большего.

7)        А еще стратегии могут воспротивиться «старожилы», носители технологических компетенций, которые боятся перемен.

8)        Уровень развития наших менеджеров слишком низок, чтобы всерьез заниматься стратегическим управлением.

9)        Попытки построить стратегию компании часто заканчиваются скандалом и разборками среди собственников, либо среди собственников и топ-менеджеров.

10)    Для разработки стратегических планов часто привлекают внешних консультантов. Консультанты разрабатывают стратегию, уходят, и стратегия ложится на полку. Ведь внешний консультант никак не заинтересован в реализации нашей стратегии и не несет ответственности за результаты своего труда.

11)        Наши бизнесы пока слишком молодые (и астрономически, и с точки зрения фазы жизненного цикла) для того, чтобы всерьез заниматься стратегическим управлением.

12)        Наши бизнесы очень лидер-центрированные. Какая на фиг стратегия, если всё в организации решает один человек – Основатель (он же Генеральный директор, Президент, Лидер и вообще Всея Руси). А у Основателя планы меняются каждый день, и вообще в голове пляшет зайчик…

13)        Возможно, многотомная стратегия нужна большим публичным компаниям, чтобы пустить пыль в глаза акционерам-миноритариям. Среднему же бизнесу, а уж тем более малому, стратегия не нужна вообще – сядем собственниками, и всё решим.

14)        Мои сотрудники жалуются, что не знают приоритетов компании, что я как Основатель, видите ли, не показал будущее компании хотя бы на пять лет вперед. Чушь собачья! Знают они всё, просто работать не хотят, вот и ищут «отмазки». И прикрываются стратегией.

15)        А мы вообще монополисты на своем рынке, и админресурс нехилый имеем. Зачем нам маркетинговая стратегия?! Так и так все клиенты наши…

16)        Чтобы построить хорошую стратегию, надо вовлечь сотрудников. Чтобы вовлечь сотрудников, надо их обучить. А у нас на это нет ни времени, ни средств. Да и учить их особо не хочется – обучатся и уйдут к конкурентам. Или больше денег будут требовать!

17)        В природе куча компаний, у которых никакой стратегии нет, а между тем эти компании успешно развиваются.

18)        На тему стратегического управления написана масса книг, и все книги очень толстые, а вот примеров успешно реализованных стратегий практически нет…

Уважаемый Читатель! Список можно продолжать до бесконечности. Я вынес сюда основные возражения.

Попробуйте их опровергнуть – получите ответ на вопрос, нужна ли организации стратегия.

Удачи!!!

Тигран АРУТЮНЯН

Метки: , , , ,

Наверх
Комментариев: 3

  • facebook.com Roman Petrusenko
    Вт 11.01.2011

    Если генеральный менеджмент, в состоянии объяснить, почему компания будет извлекать прибыль, то он в состоянии поставить внятную цель и даже разработать понятную и реализуемую стратегию для её достижения. Я за стратегию, разрабатываемую и постоянно корректируемую её идеологом, т.е. тем самым генеральным менеджментом, который туго знает почему компания будет извлекать прибыль.


  • twitter.com Natalia Kurbatova
    Вт 11.01.2011

    Да, еще здорово, когда видно, как будет получена та прибыль, которую хотелось извлекать, а не «временно поменьше». Часто стратегические цели похожи больше на мечты, а вот тактика никак с мечтой не соединяется.

  • Я считаю что стратегия действий всегда должна быть ! Многие владельцы компаний знают свою стратегию действий интуитивно и действуют по ней

Оставить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
Вы можете войти на сайт с помощью сервисов:
Сервисы

Закрыть