Как перемены порождают коррупцию

Среда, 28.05.2014 - 10:55 | admin

Проблема коррупции существует в большинстве стран мира и они ведут с ней постоянную и жесткую борьбу, зачастую безуспешную. Я не знаю ни одной страны, у которой был бы иммунитет к этой болезни. Возможно это Сингапур или Швейцария, но я не до конца уверен в этом. Путешествуя по миру и работая в разных странах, я сталкиваюсь с на одной и той же жалобой на – «КОРРУПЦИЮ».


В чем причина коррупции? Почему она так широко распространена? Это какой-то врожденный человеческий порок, который повсеместно разрушает нашу систему ценностей? Или дело не только в этом?

Я считаю, что коррупция представляет собой более сложное явление, нежели только крах общечеловеческих ценностей. Ее корни можно отыскать в различных областях, внутри нашей социальной системы. Это связано не только со слабостью человеческой натуры, но с процессом под названием – «ИЗМЕНЕНИЯ».

Что произойдет, если взять любое предмет и подвергнуть его резким и серьезным изменениям? Например, растянем кусок материи. В разные стороны и до предела. Что произойдет? Материал не выдержит и порвется.

То же самое происходит с системами. В процессе изменений, в них образуются бреши, трещины и щели. При многократно повторяющихся изменениях, система рушится.

Если мы посмотрим на страну, бывшую когда то колонией, то мы обнаружим, что на ее территории действуют множество различных законов. Некоторые остались еще с колониальных времен, а часть — новые. А есть те, что очень, очень новые и совпадают (полностью или частично) и с колониальными, и с так называемыми «новыми законами». Зачастую это приводит к большой путанице относительно того, что правильно, а что нет. Эту ситуацию мы можем наблюдать сегодня во многих африканских странах.

Аналогичный сценарий (путаница) характерен для странах, в которых на протяжении их истории менялись политические и экономические системы.

Все это приводит нас к России. Царское правление и бюрократия; сменившая ее в ходе насильственной революции верховная (коммунистическая) политическая система уже со своей бюрократией; и далее вновь сравнительно мирная революция и новая система рыночной экономики (не очень свободной, но все же…) с отходом от системы централизованного планирования. Словом, сплошная цепь непрерывных изменений, произошедших со страной.

Сегодня в России одновременно существуют три различные системы бухгалтерского учета. И все законные. Представьте, как это может отразиться на декларируемых финансовых результатах и как это влияет на объем аудиторской работы. Как вы думаете, данная ситуация препятствует или облегчает возможность обмана или воровства?

Растущие темпы происходящих во всем мире изменений, тянут за собой целый ворох сопутствующих проблем: загрязнение окружающей среды, перенаселение мегаполисов, проблемы с транспортом, с контролем санитарных условий, с регулированием качества производства и распределения продуктов питания.

Все это требует регулирования, контроля, жестких систем управления. А также соответствующей системы разрешений и лицензий.

Обычно, системы не успевают за изменениями того, что они контролируют. Перемены опережают способность людей и правительств адаптироваться к новым условиям, и своевременно разрабатывать новые или модернизировать существующие системы. Вы постоянно ощущаете, что опаздываете.

Результат данного процесса называется бюрократией. Она может блокировать способность компаний действовать в изменяющейся среде, требующей незамедлительных действий.

Таким образом, в большинстве стран мы имеем две проблемы, порожденные изменениями: у людей нет четкого представления, что, когда и как нужно делать. И тут начинается бюрократизация системы. Система может работать хорошо, но крайне медленно и неэффективно. В то же время, рынок требует оперативного реагирования на перемены.

И тут в игру вступает коррупция.

Клиент, которому нужно заставить систему работать, должен найти способы ускорить процесс бюрократизации; сделать его короче и эффективнее. Способ решения этой проблемы весьма очевиден. Необходимо найти того, кто знает все ходы и выходы и кто заставит систему работать быстро. А поскольку такая услуга значима для клиента, то он будет готов за нее заплатить. Отдавая деньги, неважно, открыто или из-под полы, он вносит свой вклад в феномен под названием «коррупция».

Возьмем, например, тех, кто отвечает за закупки для государственного учреждения. Вот они-то, скорее всего, и подвержены коррупции.

Поставщики пытаются «вознаградить» вас с тем, чтобы продвинуться в начало очереди, и в одночасье стать предпочтительным поставщиком. Огромные деньги поставлены на карту.

Покупатель в этом случае находится в положении, в котором он может злоупотреблять своей властью. Он должен решить, кто получит (государственный) контракт. В действительности он выбирает, у кого покупать. И это решение может зависеть от того, кто заплатит большее «вознаграждение».

Теперь, задумаемся, а в чем проблема взяточничества. Предполагаю, что в отсутствии прозрачной системы закупочной деятельности. Если бы она была, то она бы исключила любые сделки «под столом».

На иврите есть выражение: «Дыра в заборе – приглашение ворам».

Непрозрачность означает отсутствие контроля в компании, что создает хорошие условия для злоупотреблений.

Полагаю, что системы будут тем эффективнее, чем они более прозрачны и более управляемы, и тогда там будет меньше возможностей для коррупции.

Вот формула:
Чем больше изменений происходит в стране, тем больше бюрократии.
Чем больше бюрократии в рамках меняющейся внешней среды, тем больше коррупция.

Наказание коррупционеров не решает эту проблему. Оно может замедлить ее темпы, даже на время остановить. Однако сама проблема коррупции не будет решена окончательно.

Это как борьба с малярией. Нельзя убить всех малярийных комаров. Это означает, что неминуемо родятся новые. Нужно высушить болота, где они размножаются.

Мы не можем наказать, а тем более исполнить, наказание для всех коррупционеров. Мы не можем замедлить темпы изменений, а они снова создают «бреши» или бюрократизацию. Однако мы можем усилить борьбу с бюрократизацией и заново спроектировать систему так, чтобы не было «дыр». И необходимо постоянно вносить усовершенствования в систему, ориентируясь на интересы клиентов, которые зависят от нее, выполняя свои рыночные обязательства.

В стране, постоянно переживающей изменения, я хотел бы видеть министерство по де-бюрократизации и реорганизации.
Такая модель уже существует на корпоративном уровне, которые имеют специальные департаменты по системной инженерии или непрерывного совершенствования. (Это то, что призван делать Институт Адизеса как на корпоративном, так и на правительственном уровне во всем мире). Это можно сделать. Это нужно делать.

Все, что необходимо, так это: Меньше обвинений. Больше предотвращения.

Это просто размышления.

Искренне ваш,
Dr. Ichak Kalderon Adizes

Оригинал статьи http://www.ichakadizes.com/how-change-causes-corruption/

Наверх
1 комментарий
  • Процесс автоматизации документооборота в большинстве государственных и частных организаций, будет только расти. Но «элементов стыковок» между ними, крайне мало. В стороне от этого процесса, остались общественные организации, которые и должны выполнять роль, арбитра между бизнесом и «государством». Если устранить это упущение и проработать дорожную карту по «правильной» автоматизации «посредничества» общественных организаций, то у «Коррупции», появиться естественный «иммунитет». Сейчас с учетом роста (независимых друг от друга) систем автоматизации «государства» и бизнеса, растет и их степень взаимного недовольства. У меня есть «некоторые мысли» как можно запустить этот процесс, но как говориться один в поле не воин… Кому интересно, готов поделиться. В случае появления единомышленников и создания из них команды, готов инициировать продвижение через институты развития (АСИ и т.д.).

Оставить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
Вы можете войти на сайт с помощью сервисов:
Сервисы

Закрыть